1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. 27 марта. В ДЕНЬ ТЕАТРА ТЕАТР В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЛАБИНСКОЙ

27 марта. В ДЕНЬ ТЕАТРА ТЕАТР В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЛАБИНСКОЙ

Март 27, 2024
В ДЕНЬ ТЕАТРА ТЕАТР В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЛАБИНСКОЙ В 10-е годы ХХ века одной из самых популярных форм станичного времяпровождения было посещение «биографов» и театра. Несмотря на широкую доступность кинематографа, этого нового в ту пору развлечения, он так и не вытеснил из сердец лабинцев искренней преданности сценическому искусству. Теперь трудно передать словами общую атмосферу театромании, что царила в кругах интеллигентной станичной публики на рубеже веков. Она бурлила, переживала, воздыхала, возносила и ниспровергала одновременно все то, что происходило вокруг станичной сцены. Критические комментарии по поводу последней постановки, грядущие гастроли и околотеатральные сплетни волновали и отцов семейств и экзальтированных гимназисток. Каждый вышеначальник мнил себя знатоком сценического искусства, а некоторые наиболее восприимчивые особы женского пола полагали, что «вечерняя премьера лучшее средство от мигрени» (записано со слов Щербининой Клавдии Ферапонтовны). Абсолютно точно известно, что в конце XIX века небольшое здание станичного театра было центром притяжения для местных любителей сцены. Как отмечали знатоки-старожилы, театр в Лабинской возник по общественной инициативе, но был построен на средства одного из станичных купцов, как коммерческое заведение, приносившее доход своему владельцу. В ту пору на его сцене выступали по большей части заезжие антрепренеры, зато в свободное время на подмостках «блистала» станичная артистическая группа. Все актеры, певцы, музыканты, гримеры, парикмахеры и бутафоры были из среды местных же любителей прекрасного. Для большинства из них вознаграждение за труд не было основным источникам пропитания, но благородная идея «служения музам» и то почтение и обожание, что выказывали лабинцы своей любительской труппе, было много дороже меркантильных интересов. Внутренне пространство театра состояло из фойе, буфета, зрительного зала, балкона, сцены и небольших гримуборных для актеров. Самые престижные места находились в партере. Взять туда билеты было делом не простым, зато стоячий «входной» на балконную галерку или на приставной табурет в зале, мог получить любой гимназист бесплатно или за символическую сумму. В антрактах зрители обменивались впечатлениями в фойе или саду, другие – заполняли театральный буфет, где предлагался традиционный ассортимент подобных заведений: бутерброды, конфеты, пирожные, коньяк, шампанское и прочее. Театралы, уж совсем «недостаточные в средствах», были вынуждены скромно «освежаться чаем». Как вспоминали некоторые старожилы, бывшие в ту пору детьми, самым притягательным для их внимания предметом было не столько сценическое действо, сколько оркестровая яма и суфлерская будка. Находясь в преклонном возрасте, когда и от театра давно не сохранилось и следа, многие продолжали с восхищением описывать технические достижения старого тетра: поднимающейся занавес, электрическое освещение и возможность проводить смену декораций по ходу действия. Трогательное воспоминание одной «маленькой театралки» в таких словах отразили ее детские переживания от встречи с волшебством сцены: «И проход с Красной в эту арку, что вела в театральный сад, и фонтан, в котором плавали какие-то крохотные рыбки, и музыку в саду, и вкус мороженного, и даже звук поднимающегося занавеса – помню отчетливо, как вчера это было. А теперь, прошло девяносто лет – из Лабинской нас выгнали, как буржуев – и, представьте, когда вспоминаю старый театр, детские ощущения чуда и сказки снова возникают в сознании». (записано со слов Щербининой Клавдии Феропонтовны) Театр был окружен небольшим садиком с фонтаном, цветниками, лавочками, мощенными дорожками и электрическими фонарями. На территории сада в летний сезон работали открытый ресторан-веранда, буфет и эстрада, на которой по заявленным дням играл «оркестр военной музыки». Доступ в сад для посетителей театра был свободным, а с остальной публики взималась входная оплата. Со временем местные творческие силы так окрепли, что начали ставить большие представления по произведениям русских классиков А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко, А.Н. Островского. А из зарубежных авторов были популярны Шиллер, Г. Гауптман, Г. Ибсон. Если театральный вечер предполагал музыкальные постановки (оперы, водевили, оперетты), то чаще на музыку П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Д. Верди, Д. Россини, Ж. Оффенбаха и др. Репертуар, хоть и не из утонченных, но зато аншлаги и кассовые сборы обеспечивал. В 1910-15-х гг. география гастрольных поездок местной любительской труппы распространялась на Армавир, Ростов, Львов, Батум. В свою очередь в Лабинской давали спектакли артисты из Москвы, Харькова, Владикавказа. Большим успехом у местного зрителя пользовались украинские гастролеры со спектаклями «Наталка – Полтавка», «Тарас Бульба», «Запорожец за Дунаем». Лабинская театральная сцена использовалась не только для драматических или музыкальных постановок, но и для проведения станичных общественных, патриотических и благотворительных мероприятий. Об одном из таких в 1914 году писала армавирская газета «Отклики Кавказа»: «12 октября местными любителями сцены была поставлена в пользу Лабинского лазарета для раненых пьеса на малороссийском языке «Майська ничь, або утопленыця». Сбор получился приличный. Пьеса и дивертисмент прошли блестящи. В начале хором под управлением И.В. Козлова были исполнены русский и английский гимны. Недурно пел хор в дивертисменте. Вообщем, спектакль, как уже упомянуто, прошел хорошо» («Отклики Кавказа», 17 октября 1914, № 232). Станичное духовенство, обеспокоенное падением нравственного состояния паствы, в сердцах сетовало: «Охлаждению благочестия много способствуют театральные представления. Сцена – это для наших любителей-интеллигентов те подмостки, с которых они «с позволения начальства» под видом просвещения народных масс медленно, но верно вытравляют всякое религиозное и патриотическое чувство» (ГАСК. Ф. 135. Оп. 66. Д. 624. Л. 79). Понимая мотивы автора цитаты, но излишне не драматизируя ситуацию, все же заметим, что станичная сцена способствовала в кокой-то мере разумному развлечению, облагораживанию нравов и воспитанию вкусов населения, что в дополнении с духовными назиданиями приносила добрые плоды. В 1920-м году театр был национализирован. Лишившись хозяев, он постепенно ветшал. Доведенный до неприглядного вида, был объявлен аварийным и снесен в начале 30-х гг. Сейчас редкий сторожил точно укажет место, где располагался прежде такой значимый для лабинской публики очаг культуры. В советское время на месте сада и театра были построены кинотеатр «Родина», городской суд и многоквартирный дом. Автор: Виталий Якубов из книги "ОЧЕРКИ К ИСТОРИИ СТАНИЦЫ ЛАБИНСКОЙ" *** На фото: Три задушевные подруги, большие любительницы прекрасного, не пропускавшие ни одной премьерной постановки в местном театре. Из частного собрания. Запечатленный на снимке элегантный молодой человек, по воспоминаниям старожилов, был известен в станице как страстный поклонник сценического искусства. Из частной коллекции. Иван Васильевич Козлов, с 1908 по 1920-е годы дирижер и заведующий музыкальной частью (хор и оркестр) Лабинского театра. Из частного архива. Бывшая иркутская купчиха, в ходе Гражданской войны потерявшая все и волею судьбы заброшенная в Лабинскую. Не успев эмигрировать, эта роскошного вида дама провела в станице остаток своих дней. Фотография 1912 года. Из частной коллекции. #Лабинскиймузей #Лабинскийрайон #постраницамлабинскойистори #станицаЛабинская #старыйЛабинск