1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. О ЧЕМ МОЛЧИТ КАМЕННАЯ БАБА ИЗ СТАНИЦЫ АХМЕТОВСКОЙ (музейная экспедиция по проекту «Куньша – город на караванной тропе»)

О ЧЕМ МОЛЧИТ КАМЕННАЯ БАБА ИЗ СТАНИЦЫ АХМЕТОВСКОЙ (музейная экспедиция по проекту «Куньша – город на караванной тропе»)

Ноябрь 22, 2022
В ходе реализации проекта «Куньша - город на караванной тропе», поддержанного Фондом президентских грантов, Лабинским музеем, в рамках действующей на его базе АНО РКИН "Источник", была организована археологическая экспедиция юных музееведов в станицу Ахметовскую - к древнему каменному изваянию. Изваяние было перевезено на территорию Ахметовской средней школы в середине 70-х годов ХХ века. Как указано в материалах Восточно-Закубанской археологической экспедиции Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына - открывшей в 1989 году крупный средневековый город на территории Лабинского района – каменное изваяние происходило из культового комплекса городища «Куньша» в селе Горное (И.В. Каминская). Это уникальное каменное изваяние несколько раз меня место своей прописки и сегодня находится на территории станичной школы № 21. Экспедицию юных лабинских музеедов провёл старший научный сотрудник Донецкого национального университета, автор проекта «Свод средневековых изваяний кочевников Евразии», Александр Викторович Евглевский, который рассказал ребятам об уникальности памятника, датируемого VIII – Х вв. В начале пути директор Лабинского музея В.А. Бережная Виктория Бережная, пожелав всем ребятам интересных, увлекательных открытий, отметила, что сегодняшнее мероприятие проходит в рамках реализации проекта "Куньша - город на караванной тропе". Цель проекта является вовлечение молодежи в орбиту изучения местной средневековой истории, расширение границ мировоззрения юных лабинцев, их разностороннее развитие. В экспедиции участвовали старшеклассники городских школ и студенты аграрного техникума. Все они активные и неравнодушные участники жизни Лабинского музея. Ребята с огромным интересом наблюдали за исследовательской работой археолога. Они узнали, что Александр Викторович вот уже много лет ведёт работу по выполнению проекта «Свод средневековых изваяний Евразии», в котором будет дан детальный анализ локальных особенностей тюркских каменных скульптур Краснодарского края; на основе универсальной типологии изваяний всей Евразии выясняются локальные зоны, в том числе уточняется датировка; развивается информация о культе предков тюрков, с которым изваяния связаны самым непосредственным образом… Как рассказал ребятам донецкий ученый, каталог он задумал еще около 20 лет назад и все это время собирал для него материал. В каталог должны войти тюркские средневековые изваяния всей Евразии: от Монголии и Китая до Болгарии. Это – колоссальное количество информации, труднейшая задача. Ученый занимается переписью тюркских каменных изваяний или «каменных баб». Впрочем, слово «баба» по отношению к этим памятникам старины он предпочитает избегать, говорит, что все-таки правильней называть их «каменными изваяниями». Юных лабинских музееведов очень волновал вопрос «О чем же молчат каменные изваяния?» И вот, что им удалось узнать: Если бы машина времени могла перенести нас почти на тысячу лет назад, то мы могли бы наблюдать следующую картину: к каменной бабе подходит степняк и наносит ей каким-то тяжелым предметом сокрушительный удар. Но как же в таком случае культивируемое древними почитание предков, скажите вы, ведь эта баба наверняка высечена в честь кого-то из них… И почему соплеменники не остановят святотатца, а спокойно наблюдают за этой сценой и, возможно, еще ему и помогают?.. Александр Викторович объяснил ребятам, что для некоторых тюркских племен и относительно лишь для части изваяний это отнюдь не акт вандализма, а ритуальный обряд. «Когда человек умирал, соплеменники ваяли из камня антропоморфное изображение, предоставляя душе умершего переселиться в эту фигуру. Они были уверены, что она будет находиться не в груди, возле предполагаемого сердца, а в голове. Проходил некий определенный срок, и, чтобы освободить душу, голову изваяния отбивали, разбивали, а иногда лишь стесывали лицо. А если камень был очень тверд, могли в тех же целях стесать «лицо»… Но есть большая загадка: почему одни изваяния разрушали, а другие – нет? По одной из существующих гипотез, эти действия связываются с социальным статусом: изваяния бедных людей разрушали, тогда, как изваяния богатых продолжали стоять на кургане. Однако у меня есть факты, заставляющие в этом усомниться». Как и в древнегреческой культуре раскрашивания скульптур, встречаются в средневековой евразийской культуре. Здесь можно было увидеть каменные изваяния с накрашенными губами, нарумяненными щеками. Возможно, изваяния могли украшать тканями или даже одевать. Короткие в сравнении с торсом ноги каменных баб были связаны не с канонами тогдашней степной красоты, а с художественным приемом мастера, в задачу которого не входило копировать пропорции человеческого тела. Зрительный и эмоциональный акцент делался на другое… Александр Викторович рассказал, что его очень волнует современная ситуация с сохранностью каменных изваяний: «Множество их погибло в войнах, было разрушено религиозными фанатиками последующих эпох, современными вандалами. Но и будущее тех, которые дожили до наших дней, и гордо называются памятниками истории и культуры, вызывает огромную тревогу. Особенно это касается изваяний из песчаника и ракушечника, хотя и судьба гранита также тревожна. Их губят резкие перепады температур, кислотные дожди, выхлопные газы; их уродуют и разрушают мхи и лишайники, если они хранятся в ненадлежащем месте. Эта ситуация усугубилась в последние тридцать лет. Еще немного – и древние каменные изваяния непоправимо растрескаются, раскрошатся, утратят свои неповторимые черты, превратятся в безликие каменные столбы. Развивая тему сохранения каменных баб от разрушений, Александр Викторович, продолжил: «Этим изваяниям нужна крыша над головой, ну, хотя бы навес. Существует хорошая практика помещения каменных изваяний в лапидарии из оргстекла, что не так уж затратно. Сохранение средневекового наследия евразийских степей того стоит». Экспедиция завершилась, но она оставила огромный след в памяти. Ребята долго обсуждали увиденное и услышанное. А один из участников музейного объединения - Виталий Погосян Виталий Погосян, ученик 11 класса средней школы № 1, вместе со своим другом - оператором Владиславом Лысенко смонтировал фильм по итогам поездки к ахметовскому каменному изваянию. https://vk.com/id_yu?w=wall606552404_753 Юлия Кисленко, старший научный сотрудник Лабинского музея. АНО РКИН «Источник» организовывает выезды и доп проекты, огромная благодарность данной организации.